Где сельсовету деньги взять…

доходы местного бюджета

Один из моих знакомых в фейсбуке постоянно пропагандирует необходимость ухода бизнеса из городов в сельскую местность.

На его взгляд, мотивов для этого – два:
1) за счет налогов дать селам возможность развиваться;
2) создать для себя климат наибольшего благоприятствования со стороны местной администрации – как курице, несущей золотые яйца.

Так вот, будучи с ним отчасти согласным, хочу сегодня рассказать и показать, где рай/гор/пос/сельсовет может взять деньги (в виде поступлений в местный бюджет) на тот же ремонт дорог – и что для этого нужно сделать.

Бюджет в Украине разделен на две части – государственный и местный. Налоги, в свою очередь, тоже разделены на общегосударственный и местные.

Так, к местным налогам и сборам на сегодня относятся:
1) налог на имущество, включающий в себя:
– налог на землю и арендную плату за землю;
– налог на недвижимость;
– транспортный налог;
2) единый налог (а это не только ФЛП, но и сельхозпредприятия);
3) сбор за места для парковки транспортных средств;
4) туристический сбор.

Все эти налоги и сборы напрямую поступают в местные бюджеты.

Казалось бы, немного, не так ли?
Но дело в том, что общегосударственные налоги после их зачисления в государственный бюджет частично возвращаются на места, где они были уплачены. Это предусмотрено и Налоговым кодексом Украины (п. 9.3. ст. 9 НПУ), и Бюджетным кодексом Украины (ст. 64 БКУ).

Так, кроме вышеперечисленных, к доходам районных бюджетов, бюджетов объединенных территориальных общин также (в частности) принадлежат (список большой, приведу только те, которые, так или иначе, имеют ключевое значение):
1) 60 % налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), который уплачивается (перечисляется) согласно Налоговому кодексу Украины на соответствующей территории (за исключением НДФЛ от налогообложения пассивных доходов в виде процентов на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет, процентов на вклад (депозит) члена кредитного союза в кредитном союзе);

2) акцизный налог с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров зачисляется в бюджеты объединенных территориальных общин, городские бюджеты;

3) налог на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности; налог на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности, учредителем которых являются районные, городские советы, объединенные территориальные общины, засчитывается, соответственно, с районных, городских бюджетов, бюджетов объединенных территориальных общин;

4) поступления от арендной платы за пользование имущественным комплексом и другим имуществом, находящимся в коммунальной собственности, учредителем которых являются районные, городские советы, объединенные территориальные общины;

5) рентная плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых местного значения; рентная плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; рентная плата за специальное использование воды водных объектов местного значения; рентная плата за специальное использование лесных ресурсов (кроме рентной платы за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования). Такие платежи зачисляются в бюджеты местного самоуправления по местонахождению (месту расположения) соответствующих природных ресурсов, а в отношении водных объектов – по месту налоговой регистрации плательщика рентной платы;

6) арендная плата за водные объекты (их части), предоставляемые в пользование на условиях аренды районными, местными советами, которая зачисляется, соответственно, с районных бюджетов, бюджетов местного самоуправления;

7) средства от реализации бесхозного имущества (в том числе такого, от которого отказался владелец или получатель), находок, наследственного имущества (в случае отсутствия наследников по завещанию и по закону, устранения их от права на наследование, непринятия ими наследства, а также отказа от его принятия), имущества, полученного территориальной общиной в порядке наследования или дарения, а также валютных ценностей и денежных средств, владельцы которых неизвестны.

А теперь – самое главное.
Что нужно сделать местному самоуправлению, чтобы в бюджете их рай/гор/пос/сельсовета или их объединенной территориальной общины появились деньги для реализации амбициозных проектов по развитию их территорий?

Первое – привлечение бизнеса на свою территорию.

Например, это может быть беспрепятственное выделение земли для строительства того или иного производства. В качестве дополнительного бонуса можно пообещать освободить или существенно снизить ставку арендной платы за землю и налога на недвижимость, скажем, в первые 3 года.

Такое привлечение сразу даст поступления в местный бюджет в виде 60 % от НДФЛа, удержанного из заработной платы сотрудников этого предприятия, плюс поступления в виде арендной платы за землю, налога на недвижимость, транспортного налога.

Тут как раз в тему вспомнить, как в одном городе захотели построить возле окружной дороги то ли супермаркет, то ли что-то еще… Но «цена», которую город «загадал» за выделение земли, была такой, что инициаторы строительства покрутили пальцем у виска.

Ну, и перешли на другую сторону, напротив, в этом же месте, этой же дороги, – и взяли землю в аренду, но уже у сельсовета. 🙂

Другой случай – вообще анекдотичный.
Один небольшой завод, перерабатывающий давальческое сырье, «заколебался» отбиваться от постоянных проверок налоговой, которая все время пыталась что-то исключить из его затрат, чтобы доначислять налог на прибыль.

Они просто сели и посчитали, что при его рентабельности, 3 % единого налога от стоимости услуг по переработке – это в 1,5 раза меньше, чем 18 % налога на прибыль. И перешли на уплату единого налога.

После этого сельсовет, нежданно-негаданно получивший в свой бюджет 200 000 грн в виде поступлений единого налога, готов был это предприятие на руках носить, хоть до этого отношения директора завода с местным головой, мягко говоря, не складывались.

Понятно, что не на одних только производственных предприятиях (я не говорю «промышленных», которые выпускают что-то в существенных объемах) свет клином сошелся.

Самый шальной вариант, пришедший мне в голову, – это коттеджный поселок ІТ-фрилансеров. 🙂

Берем айтишников (которые ФЛПшники), даем им землю под застройку, но с условием, что они регистрируются («прописываются») потом в построенном доме/коттедже.

Что такое «ФЛП-айтишник»?
Это доход в сумме 2–3 тыс. у.е. в месяц. А ведь единый налог они будут потом платить по месту регистрации, что, в итоге, может принести для местного бюджета 25-35 тыс. грн в год от каждого «переселенца»!

Я знаю огромное количество фрилансеров, которые уехали в большие города из сел, поселков, райцентров…

Так вот вам схема!
Устанавливаем для родителей таких фрилансеров льготы по оплате коммунальных услуг, в поликлинике – прием вне очереди, путевка от соцстраха/профсоюза, дрова/уголь на всю зиму, подарки на Новый год…

Что угодно – так, чтобы людям было очень приятно (и перед соседями можно похвастаться), а бюджету недорого. 🙂
НО при одном условии!

Их сын или дочь фрилансеры-айтишники должны быть ФЛПшниками и оставаться прописанными у них в квартире или доме (но при этом для субсидии специальная комиссия из гор/пос/сельсовета напишет (это законно), что их сын/дочь там фактически не проживают!).

Профит!
Тратим на подарки/путевку или теряем на льготах 5 000 грн (или вообще не теряем ничего, если это, например, обслуживание вне очереди в поликлинике). Получаем 20-40 тыс. грн в год поступлений в местный бюджет в виде единого налога от такого сына/дочери.

Ведь регистрироваться как ФЛП и платить единый налог он будет по месту своей «прописки»!

Вообще, привлечение в регионы различных ІТ-компаний выглядит крайне заманчивым – как само по себе, так и для них самих. Уровень затрат на содержание офисов, на проживание и питание вне больших городов существенно ниже.

Качество продуктов при этом – намного выше, а вода и воздух в райцентрах чище.

Что касается всяких “вкусностей”, которые в райцентре не продаются, для компании думаю вообще не проблема, организовать их регулярную доставку своим сотрудникам (да и Новую почту никто собственно не отменял).

Специфика же этой отрасли в том, что при наличии электричества и высокоскоростного интернета работать можно везде. При этом в регионе, при тех же затратах, можно создать себе более комфортные условия (более просторные и удобные офисы), а час или полтора часа езды до большого города – не такое уж и большое время, если есть машина.

Отдельный плюс – удаленность от контролирующих органов, желающих пощупать толщину твоего кармана. 🙂

Так что на месте ІТ-компаний я бы отъехал 30-50 км от областного центра, взял у сельсовета землю, построил бы уютный офис, а вокруг него – коттеджи с бассейнами и джакузи для персонала. 🙂

А для надёжности вокруг всего этого – забор с колючей проволокой и вышками :), чтобы, значит, не одно «маски шоу» с автоматами не могло приехать.
Это, конечно, шутка, но в каждой шутке, как вы сами понимаете, есть только ее доля… 🙂

Второе – создание коммунальных предприятий.

Это, конечно, больше подойдет не для маленьких сельсоветов, а для райцентров и поселков. Хотите больше денег в бюджет? Включайтесь в бизнес-процессы!

Кто у вас вывозит мусор, убирает территорию, перевозит пассажиров и т.д. и т.п.?
Коммерческие предприятия? А почему не коммунальные?

Ведь в случае их создания местный бюджет получит не только налог на прибыль, но и часть прибыли, которую эти предприятия смогут перечислять в бюджет.

Нет, я не призываю к тотальной замене частного бизнеса коммунальным.
Если бизнес работает хорошо и честно, платит налоги, не стоит трогать неопытными руками четко отлаженный механизм.
Но если бизнес буксует и/или уклоняется от уплаты налогов, не принося в местный бюджет ни копейки, тут 100 % стоит задуматься о его замене коммунальным предприятием.

Однажды я был в одном селе с очень сильным хозяйством.
Поскольку времена колхозов давно прошли, это было частное СТОВ (сільськогосподарське товариство з обмеженою відповідальністю).

Так вот, в этом селе три магазина принадлежали СТОВ, кафе/ресторан/бар принадлежали СТОВ, баня с огромным бассейном и солярием (!!!) принадлежали СТОВ.

Увидев все это, я спросил: «Ого, вы что, принципиально не даете никому в селе бизнесом заниматься?..».

Мне ответили: «Ну, во-первых, зачем мне отдавать другим то, что я могу заработать сам? Во-вторых, пусть занимаются, но они не вытянут. Я и куплю всегда дешевле (потому что беру больше), и доставка мне дешевле (потому что те же продукты я везу попутно с другими грузами), и зарплату сотрудникам я поставлю выше. За счет этого у меня в магазине товар будет дешевле, а продавщицы улыбчивей. И любой конкурент просто загнется. Я, вообще, если надо, могу год работать «в ноль», потому что для меня этот бизнес – не основной. А другие не могут».

Так и с коммунальными предприятиями: зачем отдавать другим то, что можно заработать самим?

Третье – усиление контроля за соблюдением законности.

Неоформленные наемные сотрудники, незаконная вырубка леса и добыча того же песка и мела, торговля алкоголем без кассового аппарата, сокрытие выручки перевозчиками…
Это все и многое другое – прямой удар по местному бюджету.

Чтобы избежать таких потерь, местным советам нужно тесно сотрудничать и с правоохранительными, и с фискальными, и с другими контролирующими органами.
А кому, как не местному самоуправлению, знать, кто и где на их территории работает с нарушением закона?

На днях в одной из налоговых инспекций области рассказали забавный случай.
После реформирования фискальной службы у них нет ни людей, ни денег, чтобы каким-то образом отправить по почте жителям сел и райцентров решения о начислении земельного налога.

А обязанность этот налог уплачивать возникает у людей только после получения такого решения. В общем, нет решения – нет налога.

Налоговая инспекция попросила один из сельсоветов помочь – вручить решения о начислении земельного налога под подпись жителям их сел.

Знаете, что ответили в сельсовете?
Щас расскажу! Если вы стоите, сядьте! «Вам надо, вот сами и вручайте!».

То есть, с их позиции, это налоговой надо, чтобы земельный налог поступил в бюджет данного сельсовета! Самому сельсовету он, оказывается, и нафиг не нужен…

Четвертое – инвентаризация и оптимизация.

Очень часто на балансе местных администраций находятся различные здания и сооружения.
Они активно использовались в «староглинянные» времена, а сейчас стоят полупустые, в том числе – и из-за сокращения численности сотрудников, которые в них работали.

В такой ситуации вполне возможно собрать все службы, которые в них размещаются, условно говоря, «под одну крышу», а освободившиеся помещения отдать в аренду.

Сюда же относится выявление бесхозного имущества.
И если с недвижимостью умерших людей гор/пос/сельсоветы уже разобрались, то земельные паи зачастую остаются никем не истребованными.

Ну, вот умерла в селе одинокая бабушка (или дедушка).
Что происходит с ее земельным паем (который в аренде у местного фермера или агрохолдинга)?
Чаще всего арендатор продолжает «втихую» пользоваться теперь уже ничейной землей, экономя на арендной плате.

А ведь сельсовет, на территории которого жила эта бабушка (или дедушка), вполне может признать такой пай «выморочным наследством» («відумерлою спадщиною») – и в дальнейшем получать в бюджет арендную плату от использования этой земли.

Пятое – не лениться, не брать взятки и не воровать.

Проще всего ничего не делать, а сложить руки и, сидя за столом, сказать: «Какие дороги? У нас на дороги денег нет!».
Если просто сидеть и ничего не делать, то деньги сами по себе и не появятся.

Не брать взятки и не воровать, наверное, еще труднее, чем оторвать свою попу от стула.

Ведь зачем создавать коммунальное предприятие, если можно открыть на брата или кума ООО – и зарабатывать деньги не для бюджета, а для себя?

Слишком велик соблазн не бороться с незаконной добычей песка, неоформленными сотрудниками и прочими негараздами, а просто сделать вид, что ты их не заметил, положив при этом в карман 100–200–1000 долларов отката.

И очень трудно не «попилить» в пользу «своих» те деньги, которые, несмотря ни на что, все же поступили в этот несчастный местный бюджет.

Здесь, на мой взгляд, все зависит от того, настроен ли ты играть «вдолгую».

Когда-то, еще в 90-х годы, председатель одного колхоза-миллионера мне сказал: «Я не понимаю тех, кто тупо пускает скотину под нож, распродает технику за бесценок, а то, что, нельзя распродать, вырезает на металлолом. Вот смотри, если я буду в год «воровать» здесь у себя 10-15 % от бюджета, этого никто не заметит – от слова «вообще». Но при этом у меня будут в селе хорошие дороги, работающие магазины. И у моих колхозников зарплаты будут такие, что ко мне из города приедут на работу проситься. А еще я для них дома в селе строю. И вот так я могу делать 10 лет. И за эти 10 лет я заработаю (ну, или, если хочешь, украду) в разы больше, чем просто одноразово пустив все «под нож». При этом все здесь меня просто на руках будут носить. И, не дай Бог, кто-то попробует меня снять. Мои колхозники возьмут вилы и перекроют трассу, а если не поможет, сядут с вилами в трактора – и поедут к тому, кто будет меня снимать…».

И ведь, как не крути, он таки чертовски прав!
Если не ставить себе целью заработать/украсть все прямо здесь и сейчас, то в случае с территориальными общинами за тебя будут голосовать снова, снова и снова – и так из года в год.
Если ты для этой общины реально делаешь очень много.

Хотя, конечно, да, можно украсть все, а потом раздать бабушкам гречку – и выиграть выборы! 🙁 🙁 🙁

Резюме

После децентрализации у всех местных советов намного больше возможностей и вариантов для пополнения своих бюджетов.
Да, более-менее большим городам в этом отношении зачастую намного проще. Бывает так, что им для вполне неплохого наполнения бюджета вообще не приходится особо напрягаться.

Например, у Харькова бюджет – 15 млрд грн, и ему все равно, какая ставка единого налога у предпринимателей (можно поставить и 10 %), кто тут торгует без РРО, – они в этом бюджете погоду не делают.

А более мелким поселкам или территориальным общинам, возможно, придется приложить какие-то усилия и фантазию для наполнения своих бюджетов.
Вместе с тем на сегодня возможностей залатать в них дыры намного больше, чем было раньше.

Если же местное руководство будет просто сидеть и ничего не делать, то ни дороги, ни садики, ни больницы у вас никогда и не появятся.

В таком случае просто не нужно голосовать за них на следующих выборах. А если совсем уж невмоготу терпеть, то можно попробовать отозвать их полномочия (хоть головы сельсовета, хоть местных депутатов) – и выбрать других. Соответствующий механизм в законе для этого есть.

А совсем уж в завершение моего опуса 🙂 хочу привести в качестве примера, подтверждающее все выше сказанное, бюджеты на 2017 год двух райцентров Харьковской области

Красноград
население 21 тыс.чел., удаленность от областного центра 101 км

Купянск
население 29 тыс.чел., удаленность от областного центра 124 км

Как видите структура поступлений этих бюджетов полностью подтверждает все написанное мною выше (для чистоты «эксперимента» бюджеты я начал искать только после написания поста).

Чтобы не пропустить важную информацию, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Налоговый консультант»!

Чтобы не пропустить ничего интересного, подписывайтесь на telegram-канал блога. Хотите, чтобы я о вас написал? Тогда ознакомьтесь с условиями сотрудничества и размещения рекламы в блоге.

Мой блог - некоммерческий проект.

Но если моя статья вам понравилась или оказалась для вас полезной, можете сказать "спасибо", 🙂 перечислив любую сумму - на ваше усмотрение.
Просто нажав на кнопку: СПАСИБО!

Мои "размышлизмы" на различные темы.
- Что харьковские теплосети делали все это лето…
- Супермаркет или рынок – где больше экономия.
- Где сельсовету деньги взять…
- Почему “худеют” упаковки с продуктами?
- Как не стоит писать письма будущему работодателю.
- Почему СЕОшники, маркетологи и прочие рекламщики вас обманывают.
- Почему государство «убивает» мелкий бизнес?
- ПриватБанк – чего стоит опасаться после национализации…
- О банковской системе и банковской тайне.
- Голые дети вокруг нас и Джок Стёрджес.

Facebook Comments
Поделится с друзьями, у себя на странице!

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *