Новый «бухгалтерский закон»: мифы и реальность

Новый «бухгалтерский закон»: мифы и реальность

Один из самых популярных вопросов, которые мне задают всю последнюю неделю: «Ну, что там Закон о бухучете? Правда, что все сильно поменяется? Как же теперь быть?».

Так вот, хочу ответить всем сразу: для большинства предприятий Украины ничего не изменится.

Все изменения – как распиаренные в виде «прекрасных», так и озвученные как «ужасные» – или их не коснутся, или таковыми (прекрасными/ужасными) на самом деле не являются.

Но… обо всем по порядку.
Так, закон вводит понятие «микро-», «малых», «средних» и «больших предприятий».

Все, что вам нужно сейчас знать и запомнить, – это то, что к категории средних на сегодня относятся предприятия с:
1) балансовой стоимостью активов 20 млн евро – или 600 миллионов гривен по сегодняшнему курсу;
2) чистым доходом (не валовым, а чистым (!!!), то есть уже после налогообложения) 40 млн евро – или 1 миллиард 200 миллионов гривен по сегодняшнему курсу.

Вот именно для таких предприятий (и для еще более крупных) изменения будут существенными (сюда также попадут эмитенты ценных бумаг и те, чьи ценные бумаги продаются на биржах).

Но 90 %, а то и 95 % предприятий Украины в эту категорию просто не попадают, а значит, то же использование международных стандартов их не коснется.

Нет, они могут их использовать, если хотят, но не обязаны, а значит, пока выдыхаем и спим спокойно.

Но пойдем дальше по распиаренным изменениям.

Самое громкое их них, якобы невозможность для налоговой прописывать нереальность хозяйственных операций, на мой взгляд, – просто фейк.

Так, часть вторую статьи 9 дополнили следующим абзацем:

«Неістотні недоліки в документах, що містять відомості про господарську операцію, не є підставою для невизнання господарської операції, за умови, що такі недоліки не перешкоджають можливості ідентифікувати особу, яка брала участь у здійсненні господарської операції, та містять відомості про дату складання документа, назву підприємства, від імені якого складено документ, зміст та обсяг господарської операції тощо».

А часть третью статьи 9 дополнили абзацем следующего содержания:

«Права і обов’язки сторін, які виникають за результатами здійснення господарської операції, оформленої первинним документом відповідно до вимог цього Закону, не залежать від факту відображення її в регістрах та на рахунках бухгалтерського обліку».

Какое-либо значение в озвученном контексте имеет только вот этот второй абзац.
Его смысл сводится к тому, что если вы не ведете, например, складской учет или вообще не составляете регистры бухгалтерского учета (журналы – ордера, ведомости и т.п.), это никак не влияет на реальность или нереальность операции.

Абзац, которым дополнили часть 2 статьи 9, вообще никакой смысловой нагрузки не несет.

Так, во-первых, говоря о реальности или нереальности операций, налоговая крайне редко исходит именно из «незначительных недостатков» в документах.

Во-вторых, если налоговая прописывает нереальность операций, она исходит в первую очередь из неполного документального оформления на всех ее этапах. Таким образом, никто не будет прописывать нереальность, потому что у товарно-транспортной накладной нет номера. А вот если нет самой ТТН (и при этом из документов непонятно, как трансформатор весом 300 кг попал из пункта «А» в пункт «Б») – вот вам и нереальность. Но вы же не назовете отсутствие документа «незначительным недостатком», не так ли?

В-третьих, вот прекрасная фраза – «за умови, що такі недоліки не перешкоджають можливості ідентифікувати особу, яка брала участь у здійсненні господарської операції».

На накладной есть подпись, но нет фамилии, имени и отчества того, кто расписался? Все, ваша накладная «недействительна» :), так как без ФИО того, кто принял или отпустил товар, нельзя идентифицировать лицо, принимавшее участие в хозяйственной операции. А ведь такая ситуация (отсутствие ФИО на документах) на сегодня имеет место в 50 % случаев (как минимум).

И здесь же заложен – “большой привет” всем, у кого все еще остались неоформленные сотрудники. Ведь если в документах будет стоять ФИО только, к примеру, директора, возникнет вопрос: а как это он вдруг оказался в 5 городах одновременно?

В-четвертых, там, в конце, есть прекрасное слово «тощо», а значит, под него налоговая будет подтягивать – и доказывать необходимость наличия и других «реквизитов», а не только даты, номера, наименования и т.д. по списку :).

В общем, на мой взгляд, на непризнание операций нереальными эти два громко распиаренные абзацы никак не повлияют.

Теперь от «прекрасного» переходим к «ужасному»: необходимость опубликования финансовой отчетности, вывод ее из состава конфиденциальной информации и необходимости ее предоставления – по любому запросу, любого лица.

Наверное, мало кто помнит, но еще в 1993 году постановлением Кабинета Министров Украины от 09.08.1993 года № 611 «О перечне сведений, которые не составляют коммерческой тайны» было установлено, что информация, предоставляемая по всем формам государственной отчетности, не является коммерческой тайной – и должна предоставляться по запросу не только госорганам, но и другим юрлицам в порядке, установленном Законом.

То есть на самом деле в этой части, де-факто, ничего не изменилось.

Ладно, например, получил я баланс и финансовый отчет ООО «Рогакопытское» – и что? Какую ключевую и действительно коммерчески важную информацию я узнаю?

Список поставщиков? Нет. Может, список покупателей? Тоже нет.
Там будет стоимость основных фондов, размер товарных и производственных запасов, сумма взятых кредитов или кредиторской/дебиторской задолженности.

Да, на самом деле это достаточно важная информация, которая позволяет судить о платежеспособности и надежности компании.
Но, учитывая, что эта отчетность подаётся раз в год (а раз так, данные в ней будут на 31 декабря предыдущего года), ее актуальность тем меньше, чем позже от начала года ее у вас запросили.

Ну, хорошо, кто-то в мае узнает, что на 31 декабря у вас было активов на 200 миллионов – и что? За эти 5 месяцев вы их спокойно могли профукать – и сейчас находитесь на грани банкротства :).

Таким образом, на мой взгляд, опасность такого «рассекречивания», мягко говоря, преувеличена. Если вы боитесь рейдеров, лучше примите реально действенные меры по защите собственности. Помните: если рейдеру понадобится ваша отчётность, он ее получит. Или от ваших же сотрудников, или в управлении статистики, или в налоговой, или где-то еще. И наличие или отсутствие пункта в законе о ее предоставлении ему не помешает.

Что же касается публикации отчетности на сайте, то опять-таки, она коснется только средних и крупных предприятий (ну и финорганизаций не зависимо от размера, а также эмитентов ценных бумаг и тех, чьи ценные бумаги продаются на биржах).

В общем, я думаю, вы уже поняли, что в очередной раз «гора родила мышь». Ну, а все громкие заявления о «революционных изменениях» зиждутся на пустом месте, так как, по сути, не касаются большинства плательщиков и не несут для них ничего по-настоящему полезного (а некоторые, наоборот, вредны).

Чтобы не пропустить важную информацию, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Налоговый консультант»!

Чтобы не пропустить ничего интересного, подписывайтесь на telegram-канал блога. Хотите, чтобы я о вас написал? Тогда ознакомьтесь с условиями сотрудничества и размещения рекламы в блоге.

Мой блог - некоммерческий проект.

Но если моя статья вам понравилась или оказалась для вас полезной, можете сказать "спасибо", 🙂 перечислив любую сумму - на ваше усмотрение.
Просто нажав на кнопку: СПАСИБО!

Facebook Comments
Поделится с друзьями, у себя на странице!

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *